Виды краеведения
Общее краеведение охватывает самый широкий круг вопросов, касающихся истории, географии, литературы, археологии, населения, этнографии, культуры и др., и изучает эти вопросы во взаимосвязи. В зависимости от объектов исследования в общем краеведении выделяют географическое, историческое, археологическое, литературное, этнографическое и другие направления. Виды отраслевого краеведения отличаются между собой содержанием и частной методикой исследования.
Географическое краеведение. Несмотря на многообразие видов краеведения, чаще всего его понимают как географическое (природоведческое). Сущность географического краеведения заключается во всестороннем изучении природы, населения и хозяйства в их динамике, в особенностях данной местности на основе использования доступных методов исследования. Географическому краеведению больше, чем любому другому, свойственен комплексный подход, что обязывает географов играть ведущую роль в изучении страны.
Функции географического краеведения:
• сформировать знания о природе, населении, хозяйстве на местном материале, а также реальные представления, составляющие основу географической науки;
• показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс;
• получить знания об основных путях и средствах охраны природы, воспитать гражданскую ответственность по отношению к природной среде;
• обучить работе с топографическим планом, физико-географической картой местности, приемам пространственного ориентирования в условиях населенного пункта;
• в практической деятельности использовать методы полевых наблюдений, сравнительный и картографический.
В процессе географического изучения территории необходимо:
— связать общие черты природы и социально-хозяйственной деятельности страны с данной местностью;
— выявить местную специфику природных компонентов и комплексов, типичные особенности, характеризующие природу данной местности, а также ее уникальные объекты, явления, процессы;
— раскрыть особенности состава населения (возрастные, половые, религиозные, национальные), его размещения и расселения;
— рассмотреть вопросы хозяйственной и культурной жизни данного района.
Географическое краеведение позволяет целенаправленно формировать научное мировоззрение, воспитывать людей в духе патриотизма, любви к своей стране, бережного отношения к природе.
Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края. Объектами исследования исторического краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества. Памятники истории и культуры следует рассматривать не только как объекты краеведения, но и как продукт определенных общественных отношений, непосредственно отражающих конкретную сторону человеческой деятельности. Ценность памятников истории и культуры как источников краеведения в том, что, кроме информации, в силу своей наглядности они погружают нас в атмосферу своего времени. Цель краеведов — увековечить их для истории, сохранить их или сведения о них для потомков.
История страны представляет собой довольно сложный объект краеведческой деятельности, который отличается необычайной емкостью содержания историко-краеведческого материала, его хронологическим размахом. Краеведческие исследования могут охватывать большие хронологические рамки и исторические периоды или, напротив, ограничиваться событиями одного конкретного этапа местной истории, жизни и деятельности отдельных людей, участвующих в исторических событиях.
Поскольку историко-краеведческий материал по хронологическому размаху столь же велик, сколько существует человеческое общество, и история его развития не менее разнообразна по содержанию, то в историческом краеведении принято выделять ряд самостоятельных направлений по тематико-хронологическому признаку фактов местной истории со своим, более узким объектом исследования:
— исторические события в стране в досоветский период (эпоха феодализма, капитализма);
— революционная история страны;
— военное прошлое страны, связанное с борьбой за независимость, защитой Отечества в различные периоды истории;
— советский период (с октября 1917 г. по декабрь 1991 г.);
— постсоветский период (с декабря 1991 г. по настоящее время).
Объектом историко-революционного краеведения являются революционные традиции страны, их возникновение и развитие, участие рабочих, крестьян в различных формах борьбы против угнетателей: крестьянские восстания, стачки, забастовки, демонстрации, маевки и пр. Военно-историческое направление исторического краеведения связано с изучением боевых традиций народа, ратных подвигов земляков на полях сражений во имя защиты своего Отечества. Многочисленные памятники военной истории рассказывают о беспримерном мужестве защитников Родины, их беззаветной любви к своему народу. Советский период истории края является источником трудовых традиций.
Усиление роли исторического краеведения в общей системе краеведческих наук связано с повышением интереса к истории, ростом туризма и необходимостью привлечения широких масс населения к охране памятников истории и культуры. Возрастание интереса к истории вызвало значительное оживление историко-краеведческой работы на местах. Разумное отношение к коллективной памяти стало нашей наиболее устойчивой культурной традицией.
Историческое краеведение — основа духовного и нравственного возрождения общества, средство сохранения и пропаганды культурно-исторического наследия. Комплекс историко-культурных знаний о родном крае является принципиально важным фактором в формировании профессиональной культуры. Кроме того, изучение конкретных памятников истории и культуры дает возможность более наглядно представить закономерности развития и мировой художественной культуры.
Историческое краеведение использует вспомогательные исторические дисциплины — ряд научных дисциплин, изучающих отдельные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников. Вспомогательные исторические дисциплины делятся на две большие группы:
1) изучающие разные виды источников, но каждая с какой-либо одной стороны решающая свои специфические задачи:
— археография (наука о древних рукописях);
— генеалогия (наука о происхождении родов и фамилий);
— метрология историческая (наука о единицах измерения);
— палеография (наука об истории письма);
— эпиграфика (наука о надписях на камне, металле);
— текстология (наука о текстах);
— хронология (наука о системе счета времени);
2) изучающие определенный вид источников, но всесторонне рассматривающие основные особенности их содержания и формы:
— геральдика (наука о гербах);
— дипломатика (наука об исторических актах);
— нумизматика (наука о монетах);
— сфрагистика (наука о печатях).
Без этих дисциплин невозможно изучение и понимание исторического краеведения. Любая вспомогательная историческая дисциплина сопоставляет свои наблюдения с наблюдениями других смежных дисциплин и развивается во взаимодействии с ними. Связь между вспомогательными историческими дисциплинами говорит о необходимости комплексного использования их методик и сопоставления выводов каждой из них. Выводы же любой из вспомогательных исторических дисциплин в совокупности используются в краеведении для определения как происхождения, так и содержания источника. Вспомогательные исторические дисциплины помогают глубоко понять и образно усвоить историю страны, зримо ощутить достижения предков и их взаимоотношения, максимально узнать о происхождении своего рода, края, изучить исторический источник.
Археологическое краеведение связано с изучением древнего периода жизни человечества путем реконструкции исторического прошлого по вещественным остаткам. Археологические раскопки рассказывают о прошлом наших предков, об их обычаях, занятиях, образе жизни. С вещественными доказательствами деятельности человека в далеком прошлом люди знакомятся в музеях, в местах, где ученые ведут археологические раскопки, — там, где когда-то располагались древние городища, селища, стоянки, курганы. Археологическое краеведение предусматривает изучение объектов, сохранившихся в земле, на земле и под водой, характеризующих развитие материальной и духовной культуры человечества от первобытно-общинного строя до феодализма. Иными словами, археологические объекты являются вещественными памятниками прошлого.
Среди историко-культурных ценностей особое место занимают памятники археологии. Археология в буквальном переводе с греческого языка означает «наука о древности». Археологический памятник — это не просто обработанный камень, кость, осколок горшка, это объект, выявленный и исследованный археологическими методами и имеющий документальную фиксацию информации, полученной в процессе выявления и изучения, архив, скрытый в земле или под водой. Вещественные археологические памятники, под которыми понимается в широком смысле все то, что было произведено человеком в прошлом для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, восстанавливают исторический процесс в целом в различных его проявлениях. Особую ценность памятники археологии представляют для изучения развития производства. Археологический источник обладает свойством объективно отражать историческое прошлое, так как сам является непосредственным отзвуком истории. К нему в свое время прикоснулись руки наших предков, вложили в него свой труд, пользовались им в своей практической деятельности. Не только материальная деятельность, но и духовные начала человеческой жизни, сложные явления общественных отношений, этнические процессы запечатлелись в археологическом источнике.
Археологические краеведческие памятники разнообразны и многочисленны. Основными объектами исследования в археологическом краеведении являются:
• остатки древних поселений:
неукрепленные (открытые) — стоянки и селища; укрепленные — городища, города, замки и т. д.;
• места древних захоронений (грунтовые и курганные могильники);
• культовые сооружения (святилища, каменные и деревянные кресты, каменные идолы, обелиски и др.);
• сохранившиеся мастерские древних производств.
Остатки древних поселений. Наиболее древняя стоянка первобытных людей в Беларуси была найдена археологами в 1928-1929 гг. в деревне Юровичи Калинковичского района на обрывистом берегу реки Припять. Археологи обнаружили здесь остатки овального жилищного строения, которое состояло из валунов, черепов и крупных костей мамонта. В большом количестве были найдены предметы труда из кремня (остроконечники, скребки, ножи, топоры) и кости (иголки). Жители занимались преимущественно охотой, о чем свидетельствуют многочисленные остатки костей животных — только мамонтов тут было убито около двадцати. Найдены на стоянке и предметы труда с чертами первобытного искусства — копалка из обломка бивня мамонта, украшенная сочетанием зигзагов, шестиугольников и горизонтальных черточек, а также несколько костяных пластин со шлифовкой и штриховкой всей поверхности.
Еще одна из наиболее древних стоянок в Беларуси была найдена археологами на возвышении около деревни Бердыж Чечерского района в 1926 г. Здесь были обнаружены остатки четырех жилых строений, сделанных в виде землянок. В качестве фундамента и стен использовались черепа мамонтов, а также вертикально поставленные плоские кости, на которые опиралась коническая крыша из деревянных досок и больших реберных костей, накрытых шкурами животных. Площадь жилья колебалась от 24 до 63 м2. В центре землянок размещались открытые кострища, вдоль стен — лежаки со шкурами. Рядом размещалось пять хозяйственных ям-ледников, где хранился запас мяса. Среди найденных здесь предметов труда можно отметить наконечники копий, ножи-кинжалы, резцы, топоры, скребки, а также обломок бивня мамонта с геометрическим орнаментом.
Селища (сельские поселения) характеризовались в основном постоянной, прочной оседлостью населения, а стоянки представляли недолговременный тип поселения, который носил чаще кочевнический характер. Укрепленные поселения принято называть городищами.
Городище с усадебным домом в Борисовском районе
Обычно городища устраивались на местах, имевших естественную защищенность: на мысах при впадении одной реки в другую, отдельных возвышениях, среди заболоченной низменности. Сначала их укрепляли валом и рвом с одной стороны, обращенной в поле, а потом стали обносить валом и рвом (иногда несколькими) по всему периметру. С возникновением классового общества появились города, замки, крепости — в отличие от городищ они представляли собой очень сложные поселения. В течение ряда лет велись планомерные изыскания в Минске, Полоцке, Гродно,
Волковыске, Новогрудке, Бресте, Турове, Орше, Мстиславле и других городах. Удалось определить контуры древней территории многих городов, получить представление об их планировке и застройке. Вещественный материал рисует картину хозяйственного и культурного развития поселений.
Места древних захоронений. Вещественные источники, изучаемые археологами, могут быть найдены главным образом в древних погребениях (могильниках) или там, где в древности находились поселения. В погребения они попали как следствие веры в загробную жизнь: их клали вместе с покойником в могилы, чтобы они служили умершему на том свете. Могильники дают представление о былых религиозных верованиях и погребальных обрядах, о повседневном быте прошлого. По внешним признакам погребения делятся на грунтовые (с погребениями в ямах, без насыпей) и курганные (с насыпями). В зависимости от обычая у славян Беларуси до принятия христианства хоронили покойника, положив его в яму или прямо на землю, и насыпали над ним курган. Для XI в. был характерен обряд трупоположен и я в курганах, но обнаруживаются и следы обряда трупосожжения. Основываясь на различиях в обрядах захоронений, характере сопутствующих вещей, археологи устанавливают область распространения археологических культур и этнических групп. На территории Беларуси курганы очень распространены — их зарегистрировано несколько десятков тысяч. Основное количество курганов датируют второй половиной I тысячелетия н. э. Особенно характеры курганы для эпохи Киевской Руси. Обычные находки в курганах — это горшок, нож, огниво, металлические украшения, детали костюма, стеклянные бусы. В женских погребениях иногда находят серпы, в мужских — оружие. Под влиянием христианства захоронения в курганах прекратились в городах в XI в., в деревнях — в XII—XIII вв.
Культовые сооружения более известны как святилища — места проведения религиозных культов. Находились святилища в труднодоступных местах и обычно были посвящены одному или нескольким языческим богам. Святилищем могло быть не только специальное сооружение, созданное руками человека, но и роща, отдельное дерево, скала, большой валун.
Планировка святилища включала насыпные валы, каменные или деревянные кресты, каменные статуи (идолы, бабы), а также место для жертвоприношений. От старых святилищ происходят названия некоторых современных географических объектов — Святое озеро, Перунова гора и др. К культовым объектам относятся и каменные кресты — предметы культа христианской религии.
Каменные кресты устанавливались на перекрестках дорог, на окраинах деревень, в честь памятных событий, на кладбищах. На некоторых крестах выбиты крестики, надписи, монограммы, изображения человека. В Беларуси выявлено более 200 каменных крестов, самые древние из них датированы XVI в. Среди археологических культовых объектов заслуживают внимания и языческие идолы — древние каменные, деревянные или металлические скульптурные изображения человеческих фигур, связанные с культом предков. Известны они под различными названиями: идолы, бабы, боги, кумиры и т. д. Обычно эти скульптуры изображали племенных вождей или являлись обобщенными чертами воображаемых богов. В Беларуси найдено более 30 таких скульптур.
Широко известен Шкловский идол. Он представляет собой скульптурное подгрудное изображение языческого бога. Высота скульптуры 1,2 м, вес — около 250 кг. Скульптура находится в Национальном музее истории и культуры Беларуси. Изучение языческих идолов с точки зрения краеведения дает возможность представить уровень развития искусства в то далекое время.
Сохранившиеся остатки древних производств (шахты, мастерские и др.) составляют важную группу археологических памятников. Научное значение объектов, связанных с производственной деятельностью людей, трудно переоценить.
Уже в глубокой древности человек проник в недра земли в поисках нужных ему материалов. На территории Беларуси найдены остатки шахт, в которых добывали кремень (Hill тысячелетие до н. э.). Одна из таких шахт находится на селище у деревни Ополь Ивановского района. В ней в древние времена люди выделывали из кремня сверленые и шлифованные топоры, ножевидные пластинки, наконечники стрел. В 20-е гг. XX в. возле деревни Красное село Волковысского района археологами обнаружены шахты (около тысячи шахт), где в старину добывали кремень. Красносельские кремниевые шахты являются археологическим памятником.
Чем дальше в глубь веков уходит краеведение, тем меньше письменных источников оказывается в руках краеведа. Если попытаться воссоздать историю человека, основанную только на письменных источниках, то она охватит немногим более 5 тысяч лет. Следует отметить, что и этот период удалось исследовать более подробно лишь с помощью археологии. Благодаря раскопкам археологи получили, да и по сей день получают большое количество неизвестных ранее источников.
Первобытная эпоха, хоть и охватывает наиболее длительный период человеческой эволюции, оставила после себя сравнительно небольшое количество памятников. Единственным источником достоверных сведений по истории первобытного строя остаются археологические памятники.
Беларусь — страна древней, богатой, сложной и самобытной культуры. На ее территории соприкасались различные народы, и ключ к решению многих исторических проблем, связанных с происхождением ряда народов, лежит в исследовании археологических памятников. Историческое прошлое может быть восстановлено на базе одних только археологических источников — прежде всего это относится к так называемому дописьменному периоду истории, охватывающему несколько десятков тысяч лет. Но не только дописьменный период является объектом археологического изучения. Более близкие к нашим дням эпохи вследствие недостаточности письменных источников также с успехом изучаются по материальным остаткам. Для археологических источников нет недоступных периодов, как бы далеко от наших дней они не находились. Археологический материал не только освещает события и факты, неясно охарактеризованные или вообще не упомянутые в письменных источниках, но зачастую подтверждает или опровергает сведения из письменных источников. С этой точки зрения археологический материал весьма важен для изучения краеведения как древнего, так и более позднего периода.
Объектом изучения археолога является все, что связано с жизнью и деятельностью человека: фрагменты посуды, отходы производственной деятельности, камни с нацарапанными на них знаками и рисунками, погребения, скопления костей животных. Большой интерес представляют отдельные древние населенные пункты.
Только археологические источники могут рассказать о начальной истории поселений, которые вообще не упомянуты в летописях, а таких — большинство. Возникшие легенды о происхождении тех или иных поселений обычно далеки от действительности и представляют больше литературный интерес. Поэтому раскопки городов занимают большое место в исследованиях белорусских археологов.
По изученным материальным остаткам археологи реконструируют социальную жизнь изучаемого общества, восстанавливают давние торговые пути, духовную культуру древних народов. Большинство найденных археологами предметов размещено в экспозициях краеведческих музеев, где они сосредоточены в отдельных археологических отделах. Так, экспозиция «Древняя Беларусь» имеется в Национальном музее истории и культуры Беларуси в Минске. Среди представленных экспонатов — остатки первобытного жилья из костей мамонта, старинные культовые предметы и памятники первобытного искусства. В Музее древнебелорусской культуры в Минске треть экспозиции занимают памятники археологии (6 тысяч экспонатов). Среди них бытовые вещи из первобытных стоянок, а также уникальные художественные памятники из глины и кости. В Музее Белорусского Полесья в Пинске (1926 г.) в отделе археологии насчитывается около 10 тысяч предметов из раскопок местных стоянок и могильников. Интересные археологические памятники размещены в других белорусских музеях (Гродно, Гомель и др.). Самый оригинальный музей, по тематике связанный с древностью, — это Музей валунов в Минске, где на площади 6 га собрано около 3 тысяч валунов.
Таким образом, находки позволяют создать довольно четкое представление о древней Беларуси.
Археологическое краеведение является одной из ветвей исторической науки. Краевед хорошо должен знать общую историю страны, основные проблемы, чтобы найти место и дать правильную оценку собранному им материалу, чтобы местные, пусть даже очень интересные, факты не заслонили общей картины страны.
Литературное краеведение. В культурном наследии каждого народа книга всегда занимала важное место. Книга — это фундамент, на котором строится культура народа. Книга помогает обществу расти и совершенствоваться, присоединяет его к копилке знаний, собранных человечеством. Сегодня в связи с возросшим вниманием к истории и культуре вопросы изучения и пропаганды национальной книги приобрели первостепенное значение. В 1990 г. в Полоцке — родине основателя восточнославянского книгопечатания Ф. Скори-ны — был открыт первый в Беларуси Музей книгопечатания. Музей преподносит книгу как неотъемлемую часть историко-культурного процесса, как сложное явление, которое одновременно принадлежит и духовной и материальной сфере деятельности человека; пробуждает чувство уважения и благодарности к людям, уму, таланту, организаторским способностям, а часто и мужественности которых книги обязаны своим появлением.
Литературное краеведение — это специфическая отрасль науки о литературе, история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особой стороной его рассмотрения. Литературные организации (библиотеки, театры, вузы, школы) отчетливо представляют себе главную цель литературного краеведения — всестороннее изучение культурного пространства Беларуси.
Литературное краеведение предусматривает изучение разного рода печатных источников, литературных изданий об изучаемой территории — монографий, справочников, сборников статей, учебных пособий, а также периодических изданий (особенно местных), посвященных данному району и конкретной теме. Кроме того, объектом изучения литератур ного краеведения служат произведения белорусских писателей и поэтов, чье творчество тесно связано с территориями их проживания, очерки, воспоминания, письма, литературнокритические статьи в энциклопедиях и периодической печати и т. д.
Литературные произведения обладают способностью точно воспроизводить характерные приметы времени и таким образом нести информацию о своей эпохе: об истории края, о его природе, культурном и экономическом развитии, даже о таких мельчайших деталях уклада жизни, как костюмы, прически, предметы быта, давно канувшие в вечность.
Литературное краеведение ставит перед собой следующие основные цели:
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, обогащение духовного мира;
— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
— воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы, уважения к культуре народа Беларуси, гордости за свою родину, давшую созвездие талантов.
Основные задачи литературного краеведения:
— изучить белорусскую литературу;
— выявить влияние жизненного пути писателя на его творчество;
— установить связи между историческими событиями и их описанием в произведениях белорусских писателей;
— через фольклорные и литературные произведения расширить знания людей о родных местах;
— помочь увидеть Беларусь и литературу в их взаимосвязанном историческом развитии;
— знакомить с литературными памятниками, музеями, памятниками усадебно-паркового искусства, находящимися на территории проживания известных писателей посредством туристической деятельности.
Трудно понять литературу, не зная мест, где она родилась. Обращаясь к произведениям литераторов, можно убедиться, что в них в значительной степени находит отражение как время, в которое они созданы, так и местность, давшая художнику впечатления, слова для творчества. Вот почему знание читателем конкретных мест в том или ином городе, деревне, описанных писателем, помогает более глубокому пониманию творчества этого писателя. Литературное краеведение способствует формированию поэтичного, художественного познания жизни и творчества того или иного писателя, а знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.
В Беларуси существуют территории, занимающие особое место в белорусской литературе, — на них жили люди, оставившие значительный след в литературном краеведении страны. Так, большую роль в развитии белоруской культуры сыграл Кутеинский мужской монастырь. В XVII в. уроженец Могилева Спиридон Соболь основал при Кутеинском монастыре типографию, в то время крупнейшую в Белой Руси, где было напечатано около 20 изданий научно-просветительской, церковной и светской литературы, в том числе созданный Соболем «Букварь», по которому учились дети белорусов. Издание букваря имело важнейшее значение, так как к тому времени на языке, которым русские, украинцы и белорусы пользовались при письме, было выпущено всего несколько книг. «Не по чем соотечественникам-единоверцам осваивать чудо грамоты, просто не по чем. “Псалтырь” Скорины уже мало где увидишь — сто с лишним лет прошло, как печатался, “Азбука” Федорова тоже не первому поколению служит», — писал С. Соболь. Из книг для обучения, изданных в Вильно, «не счесть числа, сколько погибло в кострах на Белой Руси от кровожадных иезуитов».
На здании Свято-Троицкой церкви Кутеинского монастыря помещена мемориальная доска, посвященная печатнику, основателю Кутеинской типографии, создателю знаменитого букваря Спиридону Соболю — великолепный памятник белорусской типографской культуры.
Уроженец Гродненщины Евфимий Федорович Карский (1860—1931) внес огромный вклад в исследование белорусского языка. Имя этого выдающегося ученого, основателя белорусского языкознания, сегодня известно во всех славянских странах. Первым и единственным среди белорусов в дооктябрьский период Карский был удостоен звания члена-корреспондента (1901 г.) и академика (1916 г.) Российской академии наук. Его фундаментальный трехтомный труд «Белорусы» (1903—1922) является уникальной энциклопедией белорусознания. На основе анализа собранного фактического материала Карский доказал, что белорусский народ существует как самостоятельная единица, имеет, как и другие народы, свою историю, культуру, богатый язык, бытовые традиции и неиссякаемый источник устного поэтического народного творчества. Ученый обосновал самостоятельность белорусского языка в семье других славянских языков, определил территориальные границы его распространения и составил соответствующую карту.
Приобщая к исторической памяти, литературное краеведение обеспечивает преемственность духовных традиций, зафиксированных в лучших образцах отечественной литературы. Литературная история Беларуси, воспроизводимая в литературном краеведении, вводит широкую читательскую аудиторию в уникальную культурную связь, формируя систему знаний о духовном богатстве родного края. Литературное краеведение позволяет поддерживать традиции высокого литературного образования, обеспечивать эстетическое и нравственное воспитание населения, развивать мышление, речь, расширять кругозор.
Продолжение следует!